23 марта в Российском Союзе строителей состоялось Совещание Комитета по электромонтажным работам РСС, Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза» по вопросам развития отрасли электромонтажного производства.

23 марта в Российском Союзе строителей состоялось Совещание Комитета по электромонтажным работам РСС, Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза» по вопросам развития отрасли электромонтажного производства.

Кадры, качество и безопасность: как решить проблемы в отрасли электромонтажного производства?

23 марта в Российском Союзе строителей состоялось Совещание Комитета по электромонтажным работам РСС, Минстроя России и ФАУ «Главгосэкспертиза» по вопросам развития отрасли электромонтажного производства. Мероприятие прошло под председательством Первого вице-президента РСС В.А. Дедюхина.

Владимир Анатольевич выступил с приветственным словом и обзорным докладом.

«Сегодня, по оценке экспертов, мы теряем огромное количество высококлассных специалистов, и на их место приходят неподготовленные люди, которые не владеют профессиональными основополагающими знаниями, опытом. Из-за некачественной работы происходят аварии на производстве, а иногда и трагедии, пожары и т.д.», – отметил Первый вице-президент РСС. По его словам, кадровая проблема – одна из основных в отрасли электромонтажного производства.

О состоянии дел в отрасли электромонтажного производства, накопившихся проблемах и возможных путях решения рассказал собравшимся Д.Ю. Солуянов, генеральный директор ОАО «Татэлектромонтаж». Дмитрий Юрьевич выступил от имени трех ассоциаций, объединившихся в рамках Комитета РСС: Росэлектромонтаж, Гидроэлектромонтаж и Центрмонтажавтоматика.

Он отметил, что ситуация в отрасли оценивается как критическая. Самая главная проблема — это значительно увеличившийся в последние годы отток квалифицированных рабочих, специалистов и категорическое нежелание молодежи идти на строительные площадки.

«Мы полагаем, что это явление характерно для всей строительной отрасли. Причина, если можно так сказать, в «нерыночности» сложившейся ситуации. Суть ее в том, что поскольку электромонтажные компании ограничены государством расценками в своих вознаграждениях за сданный объект, они не могут платить своим работникам заработную плату, которая обеспечила бы нормальные условия жизни в современных реалиях. Это хорошо видно на примере: работая полноценный 8 часовой рабочий день, при любых погодных условиях и в жару, и в холод и в дождь в течение стандартного месяца, электромонтажник приносит чистого объёма, имеется в виду, выручка минус основные материалы, около 86 тысяч рублей максимум. При этом предприятию, чтобы самому остаться хотя бы на нуле, придётся начислить заработную плату около 35-45 тысяч рублей. Остальное уйдет на заработную плату ИТР и налоги с заработной платы, что составляет около 20% от чистого объёма, на оплату возросших требований по технике безопасности и культуре производства, резко возросших в этом году расходов на транспорт, на закупку дорогостоящего инструмента и прочих накладных расходов. Как видим, чистая выработка в 86 тыс. руб. не покрывает всех расходов. Между тем з/плата в 35-45 тысяч рублей (до вычета НДФЛ) категорически не устраивают электромонтажника, ему необходима оплата труда в размере 55-60 тысяч рублей минимум (та же ситуация с линейным ИТР, количество которых возросло ввиду изменения нормативно-технической базы, требований Заказчика по изготовлению и согласования детальной исполнительной документации и повышения требований к подрядным организациям по организации строительного процесса со стороны Заказчика). Проблема в том, что зачастую до 50% его дохода уходит на ипотечные выплаты. Уходя от советских расценок не был учтен тот факт, что в современных реалиях жилье не даётся государством бесплатно, а приобретается самостоятельно, как правило, в ипотеку с выплатой значительных сумм по процентам и ежемесячно оплачиваются жилищно-коммунальные услуги, возрастающие с каждым периодом времени. И от полученных 35-45 тысяч рублей у него остаётся незначительная сумма, которая не позволяет скопить достаточно средств на полноценный отпуск и реабилитацию. Пять лет жизни человек осваивает профессию, повышает квалификацию, чтобы иметь право работать на высоковольтных установках 110, 220 кВ. Для соблюдения нормальных условий жизни необходима сумма в размере 60-70 тысяч рублей на руки. В Европе – заработную плату такому специалисту платят от 1300 евро.

Необходимые расчеты, мы неоднократно предоставляли в Минстрой и готовы предоставить новые, уже по 2020 году, а также любые статистические данные.

Все мы пытаемся выживать в современных реалиях. Если учесть, что налоги только с заработной платы составляют в чистом объеме до 20%, то есть соблазн у недобросовестных предпринимателей эти налоги не платить, а сэкономленную часть передать на заработную плату рабочих, доводя ее на некоторое время до 60-70 тысяч рублей в месяц. Рабочий покидает место в компании, которая выплачивает все налоги. А через несколько месяцев он попадает в ситуацию, где ему начинают платить те же 40-45 тысяч рублей или не платят вообще. Он порывает со стройкой, как с ненадежной отраслью, и уходит работать в таксисты на 70 тысяч рублей или в торговлю, или в эксплуатацию, где сейчас также наблюдается дефицит кадров, и заработная плата сравнялась со строителями, а местами стала выше. При этом возникает парадоксальная ситуация, когда государству выгодно нанимать компании, оптимизирующие налогообложение, поскольку они не будут оспаривать цену, а значит запланированные километры или квадратные метры будут построены. Однако следует учесть тот факт, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с зарплат в муниципалитеты при этом не поступают».

Еще одно нарушение ценообразования в субподрядных договорах, отметил Дмитрий Солуянов, это так называемые давальческие материалы. Суть проблемы состоит в том, что временные здания и сооружения (ВЗиС), зимние, транспортные расходы должны быть начислены со всей суммы использованных материалов. Но поскольку в схеме, где присутствуют давальческие материалы, последние передаются без цены, то и наценки на них, принятые в отрасли для компенсации затрат, отсутствуют. Таким образом, субподрядные организации несут существенные потери.

«В чем мы видим риски такой ситуации для страны в целом:

Недостроенные государственные объекты, без возможности привлечения на эти объекты специалистов. Специалистов-электриков, для привлечения в качестве «гастарбайтеров», в средней Азии нет. Из-за снижения качества работ нас ждут техногенные аварии и пожары. В момент чрезвычайных ситуаций понадобятся тысячи электромонтажников, а их просто не будет. Сегодня мы видим эту ситуацию у механомонтажников, на всех вновь строящихся нефтеперерабатывающих заводах работают турецкие компании. Стоимость объектов с привлечением иностранных компаний возрастает. А также уход еще большего количества компаний в серую зону».

Д.Ю. Солуянов озвучил предложения по исправлению ситуации.
«Поскольку мы понимаем, что есть госпрограмма «Доступное жилье», которую надо выполнять, и где существующие расценки покрывают затраты мы предлагаем оставить данные расценки для жилья, где они имеют место быть. Для промышленного строительства они не приемлемы, а пересчитывать их займет еще дополнительные годы. В ГЭСН около 2000 расценок, ЕНИРы могли бы помочь, но сегодня они отменены. Поэтому предлагаем ввести повышающие коэффициенты к существующим расценкам для различных видов промышленных производств: для нефтеперерабатывающего производства, для металлургии и т.д. Необходимо, понимать, например, что установка розетки в жилом доме и во взрывоопасной среде — это совершенно разные затраты, а также разные навыки и знания рабочих.

Еще одно предложение — снизить срок выхода на пенсию для монтажников. Рабочий в 60 лет не сможет подниматься минимум по 4 раза в день на эстакаду, переносить существенную нагрузку и работать на высоте, укладывая тяжелый кабель».

Также спикер предложил отсекать на тендерах недобросовестные компании. По его словам, это даст, совместно с увеличением зарплаты, еще и приток налогов по НДФЛ в муниципалитеты. Необходимо сделать на конкурсах существенным условием сумму средней заработной платы, выплачиваемой организацией за год.
Кроме того, было предложено закрепить законодательно обязанность генподрядчика продавать давальческие материалы или учитывать их стоимость при исчислении ВЗиС.
Свои предложения по развитию отрасли и видение ситуации высказал Юрий Иванович Солуянов, Президент Ассоциации «Росэлектромонтаж».

Головин Сергей Викторович, Заместитель директора департамента Минстроя России посвятил свое выступление действующим расценкам, сметному нормированию и применению накладных расходов.

Сергей Викторович заключил, что для нормализации положения в отрасли необходимо создавать рабочую группу, и предложил участникам совещания представить кандидатуры для включения в РГ.

«По поводу заработной платы, это конечно беда, но она касается не только электромонтажников, но и всех строителей. Мы вносили изменения в законодательство. По тем расчётам, по которым мы идём, за последние два года зарплата поднялась на 20%, что, конечно, незначительно, но мы не можем быстро из 15 сделать 60, это более длительный процесс.

При этом важно вести совместную работу рабочей группы с такими ведомствами, как Минстрой, Минфин, так как мы меняем законодательство, но появляются все время новые проблемы. И чтобы этого не возникало, нужно межведомственное взаимодействие. Мы сначала проведем работу на площадке РСС, сформируем позицию, в нашей части нормативов проработаем и рассмотрим, и затем выйдем на министерства», — рассказал С.В. Головин.

Александр Павлович Вилков, заместитель начальника Главгосэкспертизы России, рассказал о новеллах в работе предприятия и представил информацию о ходе реформы ценообразования в России. Он подробно рассказал, что было сделано за последнее время для расчетов индексов, и отметил, что одна из ключевых задач – к 2022 году перейти на ресурсно-индексный метод в рамках 452-го постановления.

Эта мера продиктована необходимостью в глубинных преобразованиях системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и переводом ее на качественно новый уровень, что приведет к повышению доступности и достоверности информации, достоверности самой системы ценообразования и ее совершенствования.

Как рассказал спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. Это привело к многочисленным проблемам, которые в свою очередь стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования.

К 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат. С 2016 года Минстрой приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.

Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказался недостаточно эффективен, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования.

«С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», — пояснил А.П. Вилков.
В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов.

Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС. Спикер также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли.

Савенков Андрей Николаевич, представитель Управления экспертизы сметных нормативов, дополнил выступление Александра Павловича, отметив, что 17 субъектов РФ, благодаря переходу на ресурсно-индексный метод, уже нивелировали перекос в части электромонтажных работ.

Доклад на обсуждаемую тему представил Музыченко Сергей Григорьевич, директор ФАУ «ФЦС». Он так же отметил, что кадры – это глобальная проблема, которая находит отражение и в стратегии по социально-экономическому развитию.

«Одним из пунктов стратегии являются как раз кадры. Проблем очень много по всем рабочим специальностям, и они очень остро сегодня стоят. Но если мы берём рабочие специальности, такие как электромонтажные работы, любые работы по монтажу инженерных систем — это то, что нельзя заменить мигрантами, это невозможно. Мы теряем специалистов, среднее профессиональное образование не развивается, и мы через несколько лет получим провал, который ничем восполнить не сможем. Сама стратегия на сегодняшний день подразумевает снижение административных барьеров, вывод бизнеса на самостоятельную работу, когда чиновники будут только наблюдать за процессом, фиксировать факты, но никаким образом не вмешиваться.

Нарушений полно, и все они связаны с низкой квалификацией рабочих, все эти вещи уходят от надзора. Но если коллеги из бизнеса будут декларировать и демонстрировать, что они способны сами обеспечить качество, а как без кадров его обеспечить? Поэтому этот вопрос глобальный. И ещё одна из проблем — это расценки. Там много вопросов».

Свои идеи и предложения представил Председатель Профсоюза строителей России Борис Александрович Сошенко.
В завершение мероприятия В.А. Дедюхин подвел итоги встречи, наметив планы работы на перспективу.

«Сегодня очень важно доработать, довести заработную плату в системе ценообразования до приемлемой. Кроме того, очень важно чтобы те, кто принимает решения о выходе нового документа и те, кто будет над ним работать, нашли взаимопонимание. Я считаю правильным и своевременным решение о создании рабочей группы».
Участники встречи высоко оценили результаты проведенного совещания.

Опубликовано

Новости ранее

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: